Храм на Петровке при ГУ МВД г. Москвы




Поиск:


Сегодня 26 июня 2017г.

Архив новостей:

« 2017 »
« »
пнвтсрчтптсбвс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930






07.09.2013

Страницы истории. 1915 г. - День основания Диксона, столицы Русской Арктики.


Диксон – скалистый остров (около 25 кв. км) в Северном Ледовитом океане при выходе Енисейской губы в Карское море в 1,5 км от материка, где расположен береговой поселок (73°30' с.ш. и 80°30' в.д.). На Диксоне никогда не было местного коренного населения, нет ни одного дерева, ни одного куста – это зона арктической пустыни. Зимой солнце не появляется совсем два с половиной месяца: с 15/28 ноября по 1/14 февраля (столько же времени летом длится полярный день). Самый теплый месяц август со средней температурой +5°С. Ближайшие ненцы-нганасаны живут в тундре 200-300 км южнее, где уже есть пригодная растительность – корм для оленей.

Тем не менее в ХХ веке Диксон был столицей Русской Арктики: отсюда шло авиационное и морское снабжение полярных станций, ледовая авиаразведка по проводке судов сквозь льды Северного морского пути, Диксонский порт как самый северный в России и единственный в Карском море имел также значение для обезпечения маршрута вывоза енисейского леса и норильских металлов из Дудинки, как и для снабжения северных сибирских территорий в навигацию.

Остров был с начала XVII века известен лишь поморам. Арктические исследователи "открыли" его в XVIII веке. Во время Великой Северной экспедиции в 1738 г. начальник её Обь-Енисейского отряда, штурман Федор Минин дал острову название Большой Северо-Восточный. Позже русские промышленники именовали его как остров Долгий, а также остров Кузькин (по легенде от имени морехода-промышленника Кузьмы).

В 1875 г. остров посетил полярный исследователь Адольф Эрик Норденшельд на судне "Прёвен" и назвал глубоко врезающуюся в восточный берег бухту Гаванью Диксона, по имени шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего эту экспедицию. В 1878 г. Норденшельд распространил название Диксон на остров. В 1894 г. начальник Российской гидрографической экспедиции А.И. Вилькицкий официально узаконил это название.

Помимо Норденшельда, в разные годы Диксон посещали С.И. Челюскин, Д.В. Стерлегов, Х.П. Лаптев, Э.В. Толль, Н.А. Бегичев, Б.А. Вилькицкий, А.В. Колчак, Руаль Амундсен , Фритьоф Нансен и другие известные исследователи Арктики.

В 1915 г. на острове были созданы запасы угля для экспедиции морских судов "Таймыр" и "Вайгач". Для зимовья были собраны два жилых бревенчатых дома и баня, привезенные вместе с углем – из расчета на проживание 54 человек (часть из них размещалась на лихтере "Корреспондент"). На осуществление этих мер правительством было выделено 342,8 тысяч рублей. 7 сентября 1915 г. на острове впервые в эфире прозвучали позывные одной из первых арктических радиостанций, этот день теперь считается днем основания Диксона.

22 апреля 1916 г. Совет министров Российской Империи принял постановление о выделении средств на оборудование постоянной гидрометеорологической полярной станции на острове. На станцию были доставлены гидрологические и метеорологические приборы, оборудование для аэрологических шаропилотных наблюдений. Начальником станции был назначен врач П.Г. Кушаков, ранее участвавший в экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу. Всего на первую диксонскую зимовку осталось восемь полярников; помимо начальника, это были:
А.К. Яковлев – старший механик и заведующий рацией (откомандирован Рижской радиостанцией);
А.П. Голубков – старший радиотелеграфист, почтово-телеграфный чиновник 3 разряда (из Петрограда);
М.М. Шунько – радиотелеграфист, военный моряк (участвовал в экспедиции Б. Вилькицкого в 1913-1915 годах);
Ф.Я. Цельм – моторист, военный моряк;
С.К. Лемберов – плотник и каюр (родом из Тобольской губернии, в 1901 г. участвовал в американской экспедиции Болдуина на Землю Франца-Иосифа);
И. Пищухин – повар (участвовал в экспедиции Седова к Северному полюсу);
П.Я. Володин – рабочий (зачислен на месте из сезонных рабочих, политический ссыльный из Иркутской губернии в Туруханский край).

Жизнь зимовщиков определялась строгим распорядком: подъём в 6 утра, завтрак. С 8 до полудня наружные работы: заготовка снега для воды, подвозка плавника, пилка дров, очистка домов и метеоплощадки от снега. В 12 часов обед. После обеда внутренние работы. В 7 часов вечера ужин. Затем гимнастические занятия, охота, катание на собаках. Последних зимовщики привезли с собой, их было несколько десятков – хороших, породистых, положивших начало известному в 1920-30-е гг. среди полярников Диксонскому собачьему питомнику.

В 1930-х гг. на острове были построены первые на Северном морском пути арктический радиогидрометеорологический центр (строительство началось в 1936 г.) и геофизическая обсерватория.

В годы Второй мировой войны Диксон стал самой восточной точкой боевых действий германских вооруженных сил против СССР. Германия стремилась уничтожать союзные транспорты и конвои, с помощью которых западные союзники из Англии, Исландии, США через арктические порты снабжали СССР вооружениями и стратегическими материалами. Диксон был недостаточно оснащен артиллерией и серьёзным морским прикрытием, была уверенность, что из-за сложной ледовой обстановки немцы дальше Новой Земли не сунутся. Демонтировали три артбатареи и приготовили их к вывозу на Новую Землю.

Тем не менее в августе 1942 г. остров подвергся внезапной атаке тяжелого немецкого крейсера "Адмирал Шеер". Крейсер имел задачу – перехватывать союзные транспортные караваны у пролива Вилькицкого, но льды и туманы этому помешали. 25 августа немцы лишь потопили пароход "Сибиряков", следовавший с Диксона для замены персонала полярной станции на острове Домашнем архипелага Северная Земля. На пароходе находились 104 человека, 18 из них попытались спастись на шлюпке, но были взяты в плен.

Затем "Адмирал Шеер" двинулся на Диксон. Там к тому времени находился сторожевой корабль "СКР-19" (в мирное время ледокольный пароход "Дежнёв"). Он прибыл сюда, чтобы забрать береговую батарею 150 мм пушек и доставить на Новую Землю. Артиллеристы уже приступили к демонтажу батареи, но когда поступило сообщение о вражеском корабле, пушки привели в боевое состояние. Женщин и детей, ценные карты морских проводок, другие документы вывезли далеко на юг в тундру. Все суда, находившиеся на внутреннем рейде Диксона, были уведены в Енисейский залив.

Неожиданно ночью 27 августа из Архангельска прибыл пароход "Кара" с 250 тоннами взрывчатки для Норильского комбината, а с Енисея – вооружённый пароход "Революционер" с грузом леса. Они стали первыми мишенями в этом неравном бою.

С "Шеера" открыли огонь по судам и по побережью Диксона, чтобы выявить огневые точки обороны. Немецкие снаряды пробили подводную часть "Дежнёва", в корпус стала поступать вода, начали выходить из строя орудия. "Дежнёв" тоже вёл огонь по "Шееру", но вооружение на нём не соответствовало мощи противника. "Дежнёв", на котором погибли 7 моряков, был вынужден уйти в Самолётную бухту и лечь на грунт. "Революционер" также был поврежден, капитан ранен. С "Кары" была пущена дымовая завеса, под ее прикрытием пароход со смертельным грузом стал уходить вдоль берега вверх по Енисею. Взрыв 250 тонн аммонала уничтожил бы всю диксонскую бухту.

Береговой батарее удалось повредить ют крейсера, на палубе возник огонь. Капитан решил отказаться от захвата Диксона, поставил дымовую завесу и скрылся за мысом, уйдя за остров. Оттуда он снова начал обстрел – расстрелял радиометцентр, станцию Туманную на Новом Диксоне, поджёг топливную базу на островке Конус, нанёс удары по порту. Всего по Диксону "Адмирал Шеер" выпустил 494 снаряда, однако ушел, не потопив в Карском море ни одного транспорта, не захватив ни один порт.

В сентябре 1943 г. две немецких подлодки предприняли попытку заблокировать порт Диксон минными заграждениями с магнитными и акустическими взрывателями. После их обнаружения было проведено траление фарватеров и удалось уничтожить мины, обезпечив безопасное движение транспортов и боевых кораблей. За время навигации 1943 года было перевезено морским путём более 235 тысяч человек, 1185 автомашин, 136 тракторов, более 72 тонн продовольствия и фуража, около 99 тысяч тонн горючего, 34 тысячи тонн угля и т.д. Таков вклад Диксона в т.н. "Победу над фашизмом".

Расцвет Диксона как столицы Арктики был в 1970-е годы. Население островного и берегового поселков тогда достигло 5000 человек. Сейчас около 600. С крушением СССР экономическая несамодостаточность Диксона привела к полной его разрухе. Постоянного населения больше нет, большая часть строений заброшена и разрушается.






        127053, Москва, 1-й Колобовский переулок, д.1, стр.2
        (495) 699-72-58, 694-96-12


     Made in RopNet