Празднование церковного новолетия
С принятием Крещения на Руси церковное летосчисление, перенятое из Византии, велось согласно Юлианскому календарю. Менялось с течением времени лишь начало года и начальная точка отсчета календаря.
До 1492 г. русское церковное летосчисление велось от Сотворения мира и год начинался с 1 марта, – со дня завершения творения созданием Адама. В 1492 г. Московский Собор принял летоисчисление в России с 1 сентября, как было принято в Византии в память победы 1 сентября 312 г. Императора Константина Великого над враждебным к христианам Максентием и дарования свободы христианству. Этим подчеркивалось, что Русь считает себя преемницей Византии (Второго Рима), что тогда имело огромное значение для самосознания русского государства как Третьего Рима.
В 1700 г. (7208 г. от Сотворения мира) Петр I, сохраняя Юлианский календарь, ввел принятое на Западе официальное начало года с 1 января (после зимнего солнцестояния) и летосчисление от Рождества Христова (отличается от прежнего, от Сотворения мира, на 5508 лет). Церковь приняла за исходную точку Рождество Христово, однако сохранила свой годичный цикл богослужений, который начинается 1 сентября и оканчивается 31 августа. Поэтому 1 сентября (14 по н. ст.) Православной Церковью по сей день празднуется церковное новолетие.
1 сентября Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис. 61:1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4:16–22). В этом чтении христиане видели указание Господа на празднование дня нового года; предание связывает само это событие с днем 1 сентября. И доныне в Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.