ЗНАМЕНСКАЯ РУБРИКА
Газета "Петровка, 38" Вопрос: Образ небесного брака благоверных князей Петра и Февронии (газета "Петровка 38" № 27 от 8-14 июля 2009 г.)
Ответ: Как высоко на земле таинство брака, освященное церковью! По определению Кормчей муж и жена соединяются «в одно существо, в одного человека с одной душой, но в двух лицах». «Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют не двух разделенных, а одного какого-то человека», - утверждает святой Иоанн Златоуст. По Писанию «жена уготована есть мужу от века», и «кто не соединен узами брака, не представляет собой целого, а лишь половину».
Человек, грехами разлученный с тем, кто уготован был ему Богом «от века», всегда ищет на земле свою половину. А «…в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать в вечности со Христом и друг с другом в великой радости», - говорит Иоанн Златоуст.
Венчание – это увенчание венцом, восстанавливающим достоинство человека. Супружеский обет дается «не покуда разлучит нас смерть», а покуда земная кончина и переход в вечность не соединят любящих супругов навеки. Таким явился брак святых Петра и Февронии. Их любовь прошла на земле через все жизненные испытания и перешла в вечность.
Князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. До него правил градом Муромом его старший брат Павел, которого местные бояре чтили за твердую волю и крепкую руку.
Враг рода человеческого, пытаясь погубить князя Павла, повадился ночью являться его жене, чтобы совратить ее на блуд. При этом хитрый бес, змей-оборотень, принимал обличье Павла. Желая избавиться от бесовских козней, княгиня, по просьбе супруга, выведала у оборотня, в чем его смерть, и узнала, что погибнет он от Петрова плеча и Агрикова меча.
Когда Петр узнал о таком ответе змея, он загорелся желанием найти меч и помочь старшему брату избавиться от нечистой силы. Вскоре молодому князю, во время молитвы в церкви Воздвижения Животворящего Креста Господня, явился светлый отрок и показал выемку в алтарной стене, где находился Агриков меч.
Вечером того же дня, побывав у брата, Петр пошел на поклон к снохе. Каково же было его удивление, когда в покоях княгини, он снова увидел брата. Уразумев, что под видом Павла скрывается змей-оборотень, князь Петр взял в руки Агриков меч, и, возложив все упование на Господа, с такой силой ударил змея, что тот вмиг омертвел и принял свое мерзкое обличье. Ядовитая змеиная кровь, хлынувшая из раны, с головы до ног обрызгала молодого князя. Все тело Петра покрылось незаживающими болезненными язвами и струпьями, и долго не находилось врача, способного исцелить больного.
В поисках лекаря, слуга из княжеской свиты зашел в село Ласково, что на Рязанской земле. Войдя в крайний дом, он увидел девицу, занятую рукоделием, а у ее ног он увидел лесного зайца. «Нехорошо быть дому без ушей, а храмине без очей», - проговорила она. Ничего не поняв, юноша спросил, кто хозяин дома и услышал в ответ: «Хозяин – мой отец, но он вместе с матерью ушел взаймы плакать. Есть у меня и брат, да тот пошел через ноги на смерть смотреть». Снова не поняв, юноша попросил объяснить и услышал: «Если бы в доме был пес, он почуял бы тебя, подходящим к дому, и возвестил бы лаем твой приход. Родители мои пошли на погребение плакать над мертвым. Когда они преставятся, над ними так же поплачут. А брат мой – древолазец по деревьям мед собирает. Забираясь на дерево, смотрит вниз, боясь упасть и разбиться».
Подивившись ответу, княжеский слуга рассказал мудрой деве о жестокой болезни своего господина и о бессилии врачей. Феврония, так звали девушку, пообещала вылечить князя и велела привезти его. Когда Петру передали слова Февронии, он захотел отблагодарить ее многими дарами, но та, не лукавя, поставила ему условие: за свое выздоровление молодой князь сделает ее своей супругой. Изнемогая от болезни, Петр согласился - и, с Божией помощью, сведущая в целебных снадобьях, Феврония исцелила его.
Молодой князь обрадовался своему скорому выздоровлению и тут же пожалел о поспешном обещании жениться на простолюдинке. Он решил откупиться от Февронии богатыми дарами, но мудрая дева их не приняла.
По дороге в Муром, болезнь князя Петра возобновилась, и «стал изъязвлен он пуще прежнего». Раскаявшись, князь «со стыдом» вернулся к блаженной деве с твердым обещанием сделать ее своей супругой. Феврония милостиво, без укора, приняла покаяние Петра и, сказав: «Если будет мне супружник, да будет уврачеван», - вновь исцелила его.
Венчание их состоялось в соборной церкви Рождества Богородицы. И они «начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди». Через некоторое время скончался князь Павел, и Петр стал править в Муроме.
Феврония храм Божий усердно посещала, странников кормила и поила, нагих одевала, больных призирала, в темницах сидящих посещала, милостыню нищим раздавала… Но бояре, подстрекаемые своими женами и недовольные низким происхождением княгини, постоянно наговаривали на нее мужу. Однажды один из приближенных пришел к князю с наветом: «…Когда ест, крошки в руку собирает, как убогая раба.». Присмотрелся на трапезе Петр, а княгиня действительно крошки хлеба по-крестьянски в ручку сметает. Велел князь своей супружнице разжать ладонь, и обнаружил там ладан благоуханный… Понял тогда Петр, что благодать Божия почивает на жене его и перестал верить боярским наветам, а во всем доверился Февронии.
Но дьявол вознамерился разлучить супругов, ему невыносим был их союз, освященный Господом и скрепленный верностью и целомудрием. Снова с челобитной пришли к князю бояре, теперь уже требовать, чтобы Петр развелся с женой и взял себе другую, родовитую да сановитую. Уже грозили непослушанием княжеской воле и бунтом… Февронию же предлагали любыми дарами задобрить и подальше отправить.
Всей душой прилепился князь Петр к своей супруге и без нее не представлял своей дальнейшей жизни. Послал князь бояр спросить жену свою, что она скажет. И премудрая Феврония ответила: «Что просите, будет вам; только и вы дайте мне, чего у вас попрошу». Бояре поклялись дать ей, чего бы она ни попросила. И Феврония – попросила супруга своего Петра! Они ответили: «Как хочет сам князь». «Враг помутил их разум, каждый из них думал, что если не будет князя Петра, придется ставить другого самодержца; и каждый из бояр держал себе на уме, чтобы самому быть на месте князя», - сказано в житие.
Памятуя слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» и ради любви к супруге, князь Петр решил отказаться от княжения и уйти в изгнание вместе с ней. На двух суденышках с несколькими слугами они поплыли по Оке.
На пути Феврония прозорливо обличила одного из спутников в нечистых помыслах, заметив на себе его взгляды. «Почерпни водицы с этой стороны судна», - сказала она. «Теперь испей!», - добавила после и посмотрела, как выполнил он ее просьбу. А потом велела взять и испить воды с другой стороны. «Есть ли разница?», - спросила. «Нет, госпожа!», - был ответ. «Правильно говоришь, нет разницы. Так и женское естество - одно и то же. Негоже смотреть на чужую жену, смотреть надо на свою».
Проплыв целый день, остановились на ночлег. Чистая душа Февронии чувствовала, как тяжело было ее супругу смириться с мыслью о том, что родная вотчина покинута ими навсегда. «Не скорби, княже! Милостивый Бог не оставит нас в беде!», - старалась укрепить она любимого мужа. Да и ветви деревьев, приготовленных для костра, по молитве Февронии к утру выросли и покрылись листвой.
На следующий день догнали их послы из Мурома, и просили вернуться их на престол княжеский «ибо много бояр погибло в междоусобной брани за право воссесть на него», а в городе начались пожары и кровопролития. Не стали супруги поминать боярские угрозы и оскорбления, вернулись в родные края, где стали княжить по-прежнему. Они «правили там, соблюдая все заповеди и наставления Господни беспорочно, молясь непрестанно и милостыню творя всем людям, под их властью бывшим, как чадолюбивые отец и мать».
Существовал тогда на Руси благочестивый обычай заканчивать свою земную жизнь в монастыре, чтобы приуготовить свою душу для жизни вечной. Облеклись в преклонных летах в иноческие одежды и князь с княгиней. Петр начал свою монашескую жизнь в Спасском монастыре с именем Давид, а Ефросинья (бывшая княгиня Феврония) подвизалась в монастыре Крестовоздвиженском. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили Бога умереть им в одночасье и быть положенными в одном гробу, который давно приготовили для себя.
Господь, как и всегда, услышал их молитвы. Когда Петр, инок Давид, почувствовал приближение смерти, то предупредил через гонца Ефросинью-Февронию быть наготове. А она в это время заканчивала вышивать воздух с ликами святых и попросила передать брату Давиду, чтобы подождал ее. Вторично пришел гонец и сказал, что ее бывший муж кончается и ждет ее. Заторопилась Ефросинья, уж очень ей хотелось закончить работу. Но, когда в третий раз переступил порог кельи гонец, инокиня воткнула иглу в ткань, прикрутила нитку и ответила: «Скажи ему: «И я иду с тобой в сей час». 25 июня (8 июля) 1228 года супруги скончались в одно мгновение.
После смерти их тела положили в отдельных гробах и в разных церквах, нарушив завещание. Рассудили, что непозволительно класть иноческие тела в одном гробу. Но наутро все увидели, что они оказались в той самой гробнице, которую супруги приготовили себе при жизни. Трижды покушались люди разлучить их и трижды находили их вместе.
Тогда только стало всем понятно, что на это есть особое Божие благоволение, и Сам Господь принял их любовь под Свое покровительство. После никто не смел уже разлучать их. С тех пор покоятся мощи этой «святой двоицы» в едином гробу, источая благоухание и помогая всем, с верою к ним приходящим и просящим.
Своей жизнью Петр и Феврония воплотили на земле образ небесного брака – полное единство супругов в любви, открывающее человеку прямой вход в Царство Небесное.
Эти святые вошли в месяцеслов Русской Православной Церкви как благоверные князья, хотя прославились и как преподобные. Монашеская святость ставилась на Руси выше святости благоверных князей. Знаменательно, что святые Петр и Феврония прославляются прежде всего как благоверные, а затем как преподобные. Это связано с тем, что святые супруги утверждают на земле утраченное грехопадением царское достоинство человека через единение в браке. Через обращение к ним, их помощью и молитвами осуществляется на земле возможность небесной гармонии отношений мужа и жены, к которой были призваны праотцы человечества - Адам и Ева и к которой призваны мы с вами.
Святые благоверные князие Петре и Февроние, молите Бога о нас!
Мощи святых угодников Божиих покоятся в Свято-Троицком женском монастыре города Мурома Владимирской области; частица святых мощей находится в нашем храме.
|
|