Храм на Петровке при ГУ МВД г. Москвы




Поиск:


Сегодня 24 июля 2017г.

Архив новостей:

« 2017 »
« »
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930






Иван Сергеевич Шмелев - один из виднейших православных писателей ХХ века.


Просмотреть изображение

Иван Сергеевич Шмелев (21.09.1873 – 24.06.1950) – один из виднейших православных писателей ХХ века. Родился и вырос в Замоскворечье, в семье подрядчика по строительным работам. Мать была купеческой дочерью. Предки со стороны отца и матери происходили из крестьянского сословия, многие были старообрядцами. В многолюдном доме сохранялись традиции православного благочестия, патриархальный уклад.

Стремление к литературному творчеству пробудилось у Шмелева еще во время обучения в московской гимназии. В 1895 году, совершая свадебное путешествие на Валаам, он заехал в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы получить благословение известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского, и старец предрек предстоящий ему «крест» страданий, прозрел и укрепил в нем писательский дар, сказав: «Превознесешься своим талантом».

Окончив в 1898 году юридический факультет Московского университета, Иван Сергеевич служил помощником присяжного поверенного в Москве, чиновником для особых поручений во Владимире. Много путешествовал по России вплоть до Сибири и Средней Азии. В 1907 году вышел в отставку, посвятил себя литературной деятельности, став сотрудником столичной газеты "Русские ведомости" и печатая рассказы в десятках других. Затем сотрудничал в книгоиздательстве "Знание". До революции выпустил восемь томов рассказов. Известность принес ему роман "Человек из ресторана" (1910). В этот период в его произведениях отражалась неизбежность крушения "старой жизни".

Во время революции Иван Сергеевич уезжает с семьей в Крым, где покупает в Алуште дом с участком земли. Осенью 1920 году Крым занимают большевики, начинается знаменитый террор Землячки-Залкинд и Бела Куна. Единственный сын Шмелева, Сергей, как офицер царской армии арестован и без суда расстрелян в числе десятков тысяч других. Ужасы массовых казней, привели Шмелева к душевной депрессии. В ноябре 1922 года он выезжает в Берлин, а с 1923 года живет в Париже.
В эмиграции Шмелев публиковался во многих эмигрантских изданиях и издал около двадцати книг. Наиболее примечательной из них стало "Лето Господне" (1927-1944), в которой автор восстановил свое мировосприятие верующего ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает как целостный, органичный мир, полный нравственного здоровья и внутренней культуры. Впервые в русской художественной литературе был столь полно и глубоко воссоздан дореволюционный церковно-религиозный облик народной жизни. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что книга стала подлинной энциклопедией русского народного православного быта.

Живое соприкосновение с миром святости происходит и в написанной в те же годы книге "Богомолье", где в картинах паломничества в Троице-Сергиеву лавру предстают все сословия верующей России. Роман "Няня из Москвы" (1936), написанный в излюбленной Шмелевым форме сказа, – это повествование о революции устами безхитростной русской женщины, попавшей в бурный водоворот событий истории XX века и оказавшейся на чужбине. Поэтический очерк "Старый Валаам" вводит читателя в мир православного русского монастыря, рисует жизнь, погруженную в атмосферу святости. Образы Святой Руси наполняют очерк “Милость преподобного Серафима” – о том, как Шмелев был спасен от смертельной болезни после горячей молитвы к святому Серафиму Саровскому, и повесть "Куликово поле" – "рассказ следователя" о чудесном явлении в Советской России преподобного Сергия Радонежского, ободряющего и укрепляющего оставшихся там христиан.

И.С.Шмелев становится одним из наиболее уважаемых писателей в русской эмиграции, известным также в иностранном мире, в Голландии его выдвигают кандидатом на Нобелевскую премию по литературе. Помимо крупных произведений, он постоянно печатает в парижском "Возрождении" и других эмигрантских изданиях рассказы, очерки статьи – часть из них выходила сборниками в разных издательствах, часть была собрана в посмертном сборнике "Душа Родины" (1962), название которого являет собою постоянную устремленность писателя к осмыслению русской трагедии, ее причин, виновников, путей спасения.

Особо стоит отметить дружбу Ивана Сергеевича с русским философом И.А. Ильиным, ему и его супруге указано специальное посвящение на книге "Лето Господне". В 2000 году в московском издательстве "Русская книга" была издана в двух томах "Переписка двух Иванов" (1935- 1950), раскрывающая как подробности личной жизни двух великих русских людей, так и их оценки жизни и деятелей русской эмиграции, международной политики, их думы о судьбе России.

Тема реальности действия Божественного Промысла в земном мире получила воплощение в последнем произведении писателя – романе "Пути небесные" (т. I – 1937; т. II – 1948). Книга посвящена таинственному пути соединения человека с Богом, спасению души. Описывается духовная брань героев со страстями, искушениями и нападениями злых сил.

Шмелева отличала особая любовь к атмосфере монастырской жизни, что отразилось уже в его описании дореволюционного паломничества на Валаам. Совершая в 1936 году поездку по Прибалтике, он останавливался в Псково-Печерском монастыре, дважды (в 1937 и 1938 гг.) посещал обитель преподобного Иова Почаевского в Карпатах. Кончина писателя от болезни сердца произошла в день именин старца Варнавы, некогда благословившего его: Шмелев приезжает в расположенный неподалеку от Парижа русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюси-ан-Отт и в тот же день тихо предает душу Богу.

В 2000 году прах И.С. Шмелева и его супруги был перезахоронен в Москве.






        127053, Москва, 1-й Колобовский переулок, д.1, стр.2
        (495) 699-72-58, 694-96-12


     Made in RopNet