27 января 1879 года скончался Николай Александрович Мотовилов, "служка" преподобного Серафима Саровского.
Из множества людей, приходивших к батюшке Серафиму, Мотовилов удостоился наибольшего доверия: ему одному была передана беседа "О цели христианской жизни", из которой православный мир узнал учение прп. Серафима о стяжании благодати Святаго Духа как цели христианской жизни.
Духовно общаясь с прп. Серафимом, Мотовилов сохранил для нас мельчайшие подробности его жизни. Самой Божией Матерью наставлен был Мотовилов на служение Дивеевской обители. Он был попечителем главного детища преподобного – Серафимо-Дивеевского монастыря. Его тетради послужили к составлению жития первоначальницы Дивеевской обители – преподобной Александры. Через Мотовилова преподобный Серафим передал письмо для Царя, который "его прославит".
Важное значение в миссии Н.А. Мотовилова имела его супруга Елена Ивановна (ур. Милюкова), на которой Николай Александрович женился в 1840 г. Она была племянницей любимой послушницы прп. Серафима – Марии. Будучи моложе мужа, Елена Ивановна дожила до XX века, и ее застал еще в полном здравии писатель С.А. Нилус, готовивший материалы к прославлению прп. Серафима в 1903 г. Она передала ему корзины с бумагами Мотовилова, десятилетиями пролежавшие на чердаке и перемешанные с птичьими перьями и пометом. Почерк Мотовилова был очень неразборчивым, и, безуспешно пытаясь что-то прочесть, Нилус взмолился: «Батюшка Серафим! Неужели же для того ты дал мне возможность получить рукописи твоего "служки", чтобы неразобранными возвратить их забвению?».
Наутро, взяв стопку бумаг, он сразу нашел запись беседы о Святом Духе и, обретя внезапно способность понимать мотовиловский почерк, легко ее прочитал. Ее публикация успела как раз к торжествам канонизации Преподобного.
В тех же бумагах С.А. Нилус обнаружил и опубликовал предсказания прп. Серафима, известные как "Великая Дивеевская тайна". Н.А. Мотовилов похоронен в этом самом Серафимо-Дивеевском монастыре.