В 1853 г. мусульманская Турция, поощряемая Францией, Англией и Ватиканом, отобрала у православных греков ключи Вифлеемского храма на месте Рождества Христова и передала их католикам. Одновременно турки отказали России в праве на покровительство над всеми православными подданными султана. Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и направила войска на поддержку православных княжеств Молдавии и Валахии. 4/17 октября Турция объявила войну России.
После полного разгрома турецких сил на Кавказе и в Синопском сражении, в войну против России включились "христианские" Англия, Франция и Сардиния при враждебном нейтралитете Австрии (была удержана от вступления в войну лишь огромным дипломатическим талантом А.М. Горчакова), Пруссии и Швеции. Причиной было их совместное стремление ограничить влияние России в Средиземноморье и ослабить русское покровительство 12 миллионам восточных христиан, порабощенных турками."Священный Союз" европейских монархов, созданный великодушной освободительницей Европы – Россией в 1815 г., приказал долго жить; вскрылась вся лицемерная суть "христианской" Европы...
Крымская война шла не только в Крыму и на Черном море. На Северном Кавказе в спину русским войскам ударили чеченские отряды Шамиля – союзника Турции и Англии. Другой союзник турецкого халифа – Коканд в Средней Азии также начал против русских военные действия крупными силами, однако в бою за форт Перовский (ныне Кызыл-орда) 12-тысячное войско кокандцев было в конце 1853 г. разгромлено русскими (численностью 1055 бойцов). Военные действия, успешные для России, развернулись в Закавказье в оккупированной турками части Армении. Английским и французским флотом были атакованы российские укрепления в Балтийском море (Аланские острова и финское побережье), в Белом море (Соловецкий монастырь и Архангельск) и Петропавловск-Камчатский.
Главные силы Англия и Франция бросили в Крым, где 8 сентября 1854 г. нанесли поражение русским войскам у реки Альма. 14 сентября союзные войска высадились в Евпатории, 17 октября началась осада Севастополя. Руководили защитой города В.А. Корнилов, П.С. Нахимов и В.И. Истомин. Русский гарнизон был вчетверо меньше осаждавших войск, город был подвергнут жесточайшим массированным обстрелам.Героическая Севастопольская оборона длилась 349 дней в неравных условиях, город удержать не удалось.
Победы над турками в Закавказье (взятие Карса) отчасти компенсировали общую неудачу в войне. Потери в живой силе у сторон были равными. Русская армия потеряла 522 000 человек. Турки – 400 000; французы – 95 000; англичане – 22 000, сардино-пьемонтцы до 4 000. Главными потерями и уступками России были политические.
18 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный договор, по которому Турция и Европа навязали России свои условия: запрещение иметь военный флот и базы на Черном море, отказ от протектората над Молдавией, Валахией и Сербией, возвращение Карса Турции в обмен на Севастополь, передачу Южной Бессарабии Молдавскому княжеству.
Парижский кардинал Сибур сразу заявил: «Война, в которую вступила Франция с Россией, не есть война политическая, но война священная, ... религиозная. Все другие основания, выставляемые кабинетами, в сущности, не более, как предлоги, а истинная причина, угодная Богу, есть необходимость отогнать ересь Фотия; укротить, сокрушить ее. Такова признанная цель этого нового крестового похода и такова же была скрытая цель всех прежних крестовых походов, хотя участвовавшие в них и не признавались в этом» (Н.Н. Воейков. "Церковь, Русь и Рим").
Эта символичная война, в которой мусульмане и западные христиане – ровно через 400 лет после сокрушения православной Византии! – объединились против православной России, заставила русских славянофилов оставить иллюзии о братской "христианской Европе", ярким выражением чего стала книга Н.Я. Данилевского "Россия и Европа".
Еще более глубоко, на историософском уровне, противоборство Европы и России, вылившееся в Крымскую войну, отразил в своих знаменитых статьях Ф.И. Тютчев:
«Давно уже в Европе существуют только две действительные силы – революция и Россия. Эти две силы теперь противопоставлены одна другой и, быть может, завтра они вступят в борьбу. Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой! От исхода борьбы, возникшей между ними, величайшей борьбы, какой когда-либо мір был свидетелем, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества» ("Россия и революция").
И именно накануне Крымской войны и в ходе ее писали свои наиболее русофобские статьи главные революционеры, основоположники коммунистического учения. Крымскую войну Маркс и Энгельс усиленно пропагандировали как "священную месть" "прогрессивной" Европы "варварской" России, подавившей европейские антимонархические революции. Маркс возвещал:«Славянские варвары – природные контрреволюционеры», «особенные враги демократии». Марксу вторил Энгельс: "Необходима «безжалостная борьба не на жизнь, а на смерть с изменническим, предательским по отношению к революции славянством... истребительная война и безудержный террор». «Кровавой местью отплатит славянским варварам всеобщая война». «Да, ближайшая всемирная война сотрет с лица земли не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы, – и это также будет прогрессом!».
Фактически Крымская война и была малым прообразом будущей всемирной войны, в которой мировой закулисе удастся объединить все, самые разные, силы и народы против православной России и сокрушить ее 60 лет спустя.
Тем не менее, серьезных территориальных потерь в Крымской войне Россия не понесла. И благодаря массовому героизму защитников Севастополя война пробудила, как уже сказано, русское самосознание даже в верхних социальных слоях, нанесла очередной и не менее ощутимый удар западничеству, чем нашествие Наполеона.
26 августа 1856 г. были учреждены наградные медали "В память Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг.". Медали были отчеканены двух разновидностей – из светлой и темной бронзы, диаметром 28 мм. На их лицевой стороне изображены вензеля Императоров Николая I и Александра II, увенчанные императорскими коронами и осененные лучами «всевидящего ока», находящегося над ними. Внизу, под вензелями, вдоль бортика медали, даты: «1853–1854–1855–1856». На оборотной стороне горизонтальная надпись в пять строк:


«НА ТЯ ГОСПОДИ УПОВАХОМЪ, ДА НЕ ПОСТЫДИМСЯ ВО ВЕКИ».
Носили эти награды на четырех различных орденских лентах – в зависимости от степени участия награждаемых в войне. Медали из светлой бронзы на Георгиевской ленте были выданы всем воинским частям, действовавшим на Кавказе и на дунайском направлении, а также участникам Синопского морского сражения и защитникам Петропавловского порта на Камчатке.
Такой же медалью на Андреевской ленте были награждены все воинские чины – участники военных действий, не получившие медали на Георгиевской ленте, а также чины государственного подвижного ополчения и малороссийских казачьих полков, принимавшие непосредственное участие в боевых сражениях, и сестры милосердия, исполнявшие свои обязанности во время сражений на боевых позициях.
Медали из темной бронзы на Владимиской ленте выдавались всем воинским чинам и даже потомственным дворянам – старшим в роду, но последним – только для хранения в память о войне с последующей передачей потомству.
Такой же медалью, но на Анненской ленте, награждались купцы и состоятельные почетные граждане, «...которые отличили себя приношениями на издержки войны или на пособия раненым и семействам убитых».

Наперсным (нагрудным) крестом "В память войны 1853-1856 гг." , учреждённым манифестом Императора Александра II одновременно с бронзовой медалью, награждалось всё российское православное духовенство – от священников до митрополитов, а также иноверческое христианское духовенство. Всего за четыре года было отчеканено около 40 тысяч крестов, из них для иноверцев – 4468.